Onliner
  • Главная страница
  • Каталог
  • Новости
  • Автобарахолка
  • Дома и квартиры
  • Услуги
  • Барахолка
  • Форум
  • Каталог
  • Новости
  • Автобарахолка
  • Дома и квартиры
  • Услуги
  • Барахолка
  • Форум
Onliner
Библиотека Onliner

Районы-кварталы

Минск – столица Республики Беларусь, ее политический, экономический и культурный центр. Он не сразу строился, но результатом горожане в общем-то довольны. Onliner подробно исследовал городские районы, среди которых проходит жизнь большей части их жителей, чтобы показать, как бытие определяет наше сознание.

  • Раёны-кварталы: як 37 гадоў таму ў Мінску з’явілася метро 29 чэрвеня 1984 года адбылася знамянальная ў гісторыі нашага горада падзея — у эксплуатацыю быў урачыста здадзены Мінскі метрапалітэн. Пасля мітынгу, які меўся быць з гэтай нагоды, у свой дэбютны рэйс рушыў першы састаў з пасажырамі, а на наступны дзень у падземцы распачаўся рэгулярны рух цягнікоў. Вялікая гарадская будоўля працягвалася акурат сем гадоў. Да 37-годдзя пуску ў беларускай сталіцы метро Onliner узгадвае, як у горадзе з’явіўся новы — падземны — від грамадскага транспарту.
  • Район Лебяжий должны были застраивать еще в начале 1990-х по проекту чешских архитекторов. Что пошло не так? Жилой район Лебяжий, расположенный на северо-западе Минска, продолжает оставаться на передовой городской жизни. Здесь все еще идет активное строительство и периодически случаются скандалы. Между тем его сооружение уже давно должно было быть завершено. Более того, Лебяжий планировалось сделать экспериментальной площадкой общесоюзного значения, где массовое жилищное строительство получило бы новое качество, достойное рубежа столетий. В 1987 году международный конкурс на право проектирования этого района выиграли чехословацкие архитекторы, предложившие формат жилья, который шокировал их пока еще советских коллег.
  • Как в Минске появилась главная улица страны В Минске достаточно много проспектов, но настоящий Проспект лишь один. Для большинства горожан это слово даже не требует дополнительных уточнений: фразы «Встретимся на Проспекте» или «Я сейчас на Проспекте» могут означать лишь одну — главную — улицу столицы и всей страны. Его центральную часть который год хотят включить в престижный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а любая появляющаяся на нем новостройка вызывает нешуточную озабоченность прогрессивной общественности.
  • Партизанский проспект от площади Ванеева до «Автозаводской» У этого района нет официального названия. Застраивавшийся в разное время частными домами, уютными двух- и трехэтажками первого послевоенного десятилетия, панельными хрущевками и высотками 1970-х годов, он занял узкую заболоченную полосу между Слепянской водной системой и Партизанским проспектом. Только сейчас до него дотянулись уплотнительные клещи Мингорисполкома, но пока «Шарики», как ласково называют свой район местные жители, еще сохраняют свое скромное пролетарское обаяние.
  • Как могли выглядеть станции Автозаводской линии минского метро Активности, с которой в Минске начинало строиться метро, сейчас можно только позавидовать. Не успев ввести в эксплуатацию первую ветку, в начале 1984 года белорусские метростроители приступили к сооружению будущей Автозаводской линии. За 7 лет, к 31 декабря 1990 года, в непростых условиях кризиса советской экономики были построены ее первые шесть станций, от «Фрунзенской» до «Тракторного завода».
  • Как 30 лет назад в Минске появилось метро 29 июня 1984 года состоялось знаменательное в истории нашего города событие — в эксплуатацию был торжественно сдан Минский метрополитен. После положенного по этому случаю митинга в свой дебютный рейс отправился первый состав с пассажирами, а на следующий день в подземке открылось регулярное движение поездов. Великая городская стройка продолжалась ровно семь лет. К 30-летию пуска в белорусской столице метро Onliner.by вспоминает, как в городе появился новый — подземный — вид общественного транспорта.
  • История минской Чижовки Этим районом в Минске принято пугать детей. Считается, что в Чижовке живут сплошь пролетарии, склонные к неумеренному потреблению спиртных напитков, а экология немногим лучше, чем в чернобыльской Припяти. Такая репутация спроектированного в первой половине 1960-х жилого массива заслуженна лишь отчасти, а уж по живописности конкурентов в Минске у него практически нет. В дни, когда топоним «Чижовка» на устах у прогрессивной хоккейной общественности всей планеты, Onliner.by рассказывает об истории создания и настоящем этого района Минска.
  • История минской «Орловки» Это, наверное, самый украинский уголок Минска. Здесь есть бульвар Шевченко и улица Каховская, а главный центр местной общественной жизни — кинотеатр «Киев» и Киевский сквер за ним. При этом официально район «приписан» к улице Орловской, отношения к Украине вроде бы не имеющей. Он стал первой в городе, во многом переходной, ласточкой хрущевской революции в строительстве жилья и сейчас воспринимается как безнадежно устаревший, хотя, конечно, и милый сердцу многих здешних обитателей анахронизм, куда бессмысленно и беспощадно ныне вторгаются высотные уплотнительные оккупанты.
  • История жилого района Запад Что объединяет жилые районы по улице Волгоградской и Восток? Первый начал проектироваться еще во второй половине 1950-х, второй — спустя десятилетие, но оба они задумывались как экспериментальные площадки, на которых архитекторы на практике проверяли новые типы жилья, сопутствующей ему инфраструктуры и принципы их организации. В 1980-е годы в Минске планировали построить третий такой район. На колхозных полях и холмах в районе деревни Барановщина, вдоль шоссе, уходящего на Раков и Вильнюс, должен был появиться гигантский жилой массив почти на 100 тысяч жителей, новое слово в массовом жилищном строительстве.
  • История Зеленого Луга В начале 1960-х годов на минских окраинах как грибы после дождя начали расти десятки кирпичных, крупноблочных, панельных пятиэтажек. 1980 год, по замыслу Никиты Хрущева, каждая советская семья должна была встретить в отдельной квартире. Одним из первых градостроительных образований нового, доминирующего и по сей день, формата — жилых районов — в белорусской столице стал появившийся в ее северо-восточных предместьях Зеленый Луг. Onliner.by продолжает начатый еще в марте 2012 года рассказ о его создании историей его первых трех микрорайонов, когда-то и превративших живописные зеленые луга под Минском в площадку для строительства коммунизма.
  • История минской «Розочки» В середине XIX века здесь компактно поселили трудовых мигрантов из Силезии, рядом появилось протестантское кладбище с небольшой кирхой. В 1870-е по соседству проложили сразу две крупные железные дороги: Либаво-Роменскую и Московско-Брестскую, а у немецкой слободы устроили их развязку. До 1950-х годов частная деревянная застройка тут соседствовала с колхозными полями, но долго лакомый кусок городской территории в непосредственной близости от центральной части Минска пустовать не мог. Появившийся вдоль улиц Розы Люксембург и Карла Либкнехта жилой район стал апофеозом хрущевской борьбы с излишествами в архитектуре.
  • История жилого района универсама «Рига» Далекая окраина губернского Минска, демократичные дачи небогатых горожан рядом с огромным лесом пана Ваньковича и болото, славное обилием и нравами местных комаров — таким этот район был в конце XIX века. Перед началом Великой Отечественной войны здесь сформировался обширный массив частного сектора, и только в 1970-е на его месте начали расти панельные многоэтажки. Собственного имени жилой район так и не получил, но все минчане его знают по главному центру здешней общественной жизни — бывшему универсаму, ныне торговому центру.
  • История жилого района улицы Харьковской В самом начале 1960-х годов минские городские власти наконец приступили к освоению обширных свободных территорий на западных окраинах города. По обе стороны от т. н. Раковского шоссе (сейчас улица Притыцкого) было только в первую очередь запланировано возведение сразу 16 микрорайонов, проживать в которых должны были более 200 тысяч человек. За прошедшие с тех пор полвека спальный массив здесь вырос до колоссальных размеров, но начинались все эти Запады, Сухаревы, Кунцевщины, Домбровки и Каменные Горки когда-то с жилого района улицы Харьковской, занимавшего, несмотря на название, пространство от Харьковской до ул. Притыцкого и от ул. Бельского до Кальварийского кладбища.
  • История жилого района Ангарская Жилой район улицы Ангарской никогда не считался в Минске образцово-показательным. Это Зеленый Луг или Серебрянку с удовольствием показывали высоким гостям и подробно описывали в специализированной литературе. Ангарская же фактически оставалась рабочей окраиной со своеобразной репутацией. Тем не менее и здесь, на «Дальнем Востоке» города, архитекторы попытались создать небанальную среду для жизни минчан. О том, удалось ли им это, об устройстве Ангары, великой и ужасной, рассказывает Onliner.by.
  • История жилого района улицы Серова В конце 1940-х на этой далекой южной окраине Минска появились глиняные карьеры и кирпичные заводы, выпускавшие такую нужную восстанавливающемуся после войны городу продукцию. Спустя 30 лет по соседству вырос небольшой спальный район, имевший, тем не менее, очень узнаваемый, ему одному характерный облик. Onliner.by рассказывает, как из рабочего поселка с сомнительной репутацией вырос нынешний живописный жилой район улицы Серова.
  • История минского Уручья В 1970-е годы на северо-восточной окраине Минска, в районе Староборисовского тракта, началась реализация крупного градостроительного проекта — нового Академгородка. Кроме ряда научных и производственных учреждений АН БССР, в комплексе подразумевалось сооружение микрорайона для сотрудников НИИ и работников создаваемых на территории городка предприятий. Задумывавшееся как относительно небольшое, компактное и автономное жилое образование, в итоге оно превратилось в один из крупнейших районов Минска.
  • Советские реликты на улицах Минска За последние десятилетия Минск значительно изменился. С разной степенью удачности восстанавливаются или реставрируются его исторические здания, появилось немало новостроек, порой кардинально изменивших городской пейзаж, но все-таки в основе своей Минск остается городом советским. Неотъемлемой частью этого образа, кроме собственно архитектуры, являются и произведения неподражаемого советского монументально-декоративного искусства.
  • Первый минский микрорайон Cо второй половины 1950-х перед строительным комплексом Беларуси партией и правительством была поставлена новая, революционная задача. Советский Союз, а вместе с ним и наша республика, начал переходить к массовому жилищному строительству индустриальными методами. Важнейшим приоритетом было выбрано односемейное заселение квартир и возведение жилья невиданными ранее градостроительными образованиями. Пионером этой практики в Минске стал район между улицами Толбухина и Волгоградской.
  • История минского Юго-Запада В середине 1970-х минские архитекторы и строители наконец приступили к освоению обширного массива земель в юго-западной части города. Решительно выведя их из сельскохозяйственного оборота, они запланировали здесь возведение сразу четырех новых жилых районов, крупнейшим из которых стала состоящая из 9 микрорайонов Малиновка. Выполнение этой градостроительной программы продолжается вот уже 40 лет: в настоящее время строятся Брилевичи и Михалово, студенческая деревня, продолжается формирование ансамбля проспекта Дзержинского.
  • Минск на фотографиях времен советской эпохи Принято считать, что Минск до сих пор обильно сохранил в городской среде советскую эстетику. Во многом это действительно так, но все же за 10—15 последних лет белорусская столица значительно, а порой и неузнаваемо изменилась. Только разглядывая не такие уж вроде бы старые снимки, понимаешь масштаб перемен. На этих фотографиях в Минске почти всегда хорошая погода, нет очередей за югославскими сапогами, полупустых полок с одной консервированной морской капустой и прочих радостей развитого социализма.
  • История минской Серебрянки (часть 2) К западу от проспекта Рокоссовского белорусские архитекторы запроектировали сразу 5 микрорайонов. Именно здесь они попробовали на практике использовать разработанный еще в середине 1960-х так называемый «принцип фокусирования». То есть создание на территории жилого района сразу нескольких крупных общественных центров, которые позволили бы обеспечить равномерный и легкий доступ десятков тысяч людей к важнейшим учреждениям обслуживания без необходимости совершать куда-либо длительные поездки.
  • История минской Серебрянки В 1969 году на юго-востоке столицы БССР, в междуречьи Свислочи и Слепни, была начата реализация одного из крупнейших минских градостроительных проектов следующих десятилетий. На 460 гектарах городской территории, ранее занятой деревнями, полями, болотами и полями фильтрации, было построено 9 микрорайонов, рассчитанных на проживание 150 000 человек. Новому жилому району, равных по масштабам которому в Минске тогда не было, дали звонкое название Серебрянка. В первой части своего двухсерийного исследования района блогер Darriuss рассказывает о застройке восточной стороны проспекта Рокоссовского.
  • История минской Золотой горки Когда-то здесь располагалось одно из католических кладбищ, где хоронили жителей губернского Минска, умерших от холеры. Потом неподалеку возник второй некрополь, уже православный. Вокруг кладбищ постепенно сформировалось предместье, застроенное деревянными жилыми домами. Только перед Великой Отечественной войной, и в особенности после ее окончания, их место постепенно начали занимать капитальные кирпичные здания, достойные фактически уже центра столичного города. Сегодня это несколько тихих кварталов вблизи шумных магистралей, но неумолимое их уплотнение высотной застройкой уже началось.
  • Поселок автозавода: элитный район 1950-х Летом 1944 года, еще до окончания Великой Отечественной войны, на далекой юго-восточной окраине Минска у соснового бора в районе Могилевского шоссе стал расти новый промышленный гигант. Здесь, в так называемом Красном урочище, на базе построенного немцами во время оккупации авторемонтного завода компании «Даймлер-Бенц», за короткий срок были возведены цеха первенца белорусского автомобилестроения. Одновременно рядом с предприятием строился жилой поселок для его работников. Обеспеченный всей необходимой инфраструктурой, соцгородок Минского автозавода предоставлял своим обитателям достаточно высокий уровень комфорта.
  • История минской Осмоловки, которую хотят снести Во второй половине 1940-х в Минске началось масштабное возведение новых жилых районов. На городских окраинах, обычно у крупных промышленных предприятий, появлялись поселки, застраивавшиеся преимущественно типовыми домами. Один такой район уже к 1949 году возник и в центральной части Минска. Два квартала в границах современных улиц Богдановича, Коммунистической, Куйбышева и Киселева, сорок расположенных здесь двухэтажек, уже долго не дают покоя городским властям, мечтающим более элегантно использовать лакомый кусок в сердце белорусской столицы.
  • Слепянская водная система: триумф советских архитекторов В самом конце 1970-х годов в Минске началась реализация грандиозного проекта. По задумке архитекторов существовавший т. н. водно-зеленый диаметр города, образованный рекой Свислочь и рядом водохранилищ на ней, должно было дополнить водно-парковое кольцо, система искусственных и естественных водоемов, общей протяженностью около 40 км, созданных на базе ручьев Слепянка и Лошица. Строительство только первой очереди этого гидротехнического комплекса растянулось на десятилетия, но получившийся результат можно назвать одним из крупнейших, если не крупнейшим достижением всей советской ландшафтной архитектуры.
  • История минской Курасовщины Не всем минским жилым районам повезло быть спроектированными и построенными как экспериментальные или образцово-показательные. Тем не менее, в 1960—1970-е годы архитекторы старались с выдумкой и изобретательностью подходить к застройке самых дальних и, казалось бы, утилитарно-рабочих окраин города. О прошлом и настоящем Курасовщины, района, затерянного между железной дорогой, МКАД, аэропортом и промзонами, рассказывает блогер Darriuss.
  • Национальная библиотека: история ромбокубооктаэдра В конце 1980-х годов, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, правительство БССР задумало очередную большую всенародную стройку. Было решено, что республике решительно не хватает вовсе не колбасы в магазинах, а нового здания Государственной библиотеки имени Ленина. В этой связи даже был объявлен крупный конкурс союзного масштаба, победил в котором проект минских архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Вскоре СССР распался, стало не до библиотеки, но кто бы мог тогда подумать, что спустя 13 лет про грандиозную идею вспомнят, проект Крамаренко и Виноградова достанут из архивов, стряхнут с него пыль и обеспечат реализации щедрое финансирование.
  • Номенклатурные дома: где и как жила советская элита Советская власть считалась плотью от плоти народа, но жить крупные и средние деятели партийно-государственной номенклатуры все равно почему-то предпочитали от этого самого народа отдельно, в среде себе подобных. В зданиях, построенных по индивидуальным проектам, с квартирами улучшенной планировки, на государственных дачах в живописных местах, покупая продукты и промтовары в спецмагазинах, лечась в спецполиклиниках и больницах, отдыхая в своих санаториях и пансионатах. Такой же заботы о комфорте ежедневного существования были удостоены лишь самые выдающиеся представители научной и творческой интеллигенции.
  • История Комаровки: как болото стало торговым центром городского значения В начале XX века это была дальняя окраина Минска, где жила преимущественно беднота, а улицы утопали в непролазной грязи. Сейчас это практически центр блистательной столицы самого хрустального из сосудов, место, куда ежедневно тысячи минчан со всего города приезжают за покупками. О том, как болото за 100 лет превратилось в торговый центр общегородского значения, о Комаровке и ее окрестностях рассказывает блогер Darriuss.
  • История минского железнодорожного вокзала Вполне возможно, судьба Минска как столицы Республики Беларусь, самого чистого города в мире, крупного мегаполиса с фешенебельными пятизвездочными отелями, 19-этажными небоскребами «Сити», ледовыми дворцами и почти двумя миллионами практически коренных жителей могла сложиться по-другому, если бы не события 70-х годов XIX века. Именно в это десятилетие через не самый большой губернский город проложили сразу две железные дороги, навсегда превратившие Минск в важный транспортный узел и, тем самым, во многом определившие его светлое будущее.
  • История Зеленого Луга В начале 1960-х годов на минских окраинах как грибы после дождя начали расти десятки кирпичных, крупноблочных, панельных пятиэтажек. 1980 год, по замыслу Никиты Хрущева, каждая советская семья должна была встретить в отдельной квартире. Одним из первых градостроительных образований нового, доминирующего и по сей день, формата — жилых районов — в белорусской столице стал появившийся в ее северо-восточных предместьях Зеленый Луг. Onliner.by продолжает начатый еще в марте 2012 года рассказ о его создании историей его первых трех микрорайонов, когда-то и превративших живописные зеленые луга под Минском в площадку для строительства коммунизма.
  • Поселок МТЗ: соцгородок, который хотят уничтожить В Минске не так много мест, которые хранят в себе историю и колорит прошлого. А те, что есть, доживают свои последние дни. Что до них нынешним властям?.. О прошлом и настоящем Тракторозаводского поселка в своей авторской колонке рассказывает сегодня известный блоггер Darriuss.
  • Веснянка: лебединая песня белорусской советской архитектуры Долгое время важнейший участок городской территории, вплотную прилегающий к системе парков в широкой пойме Свислочи и проходящему вдоль нее проспекту Победителей (ранее Машерова, Парковой магистрали), оставался незастроенным.
  • Национальный аэропорт Минск Onliner.by продолжает изучать историю архитектуры Минска. Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss рассказывает о главном аэровокзале столицы — Национальном аэропорте Минск.
  • Немига, архитектурный провал Realt Onliner продолжает изучать историю архитектуры Минска. Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss рассказывает об одном из крупнейших градостроительных проектов столицы — Немиге.
  • История минского «Востока» Realt.onliner.by и известный блогер Darriuss продолжают совместный проект. Сегодня в авторской колонке ведущего — увлекательный рассказ об истории и архитектуре минского микрорайона «Восток».
Над циклом статей работали:

Автор текстов: darriuss

Фото: Максим Малиновский, darriuss

  • О компании
  • Реклама
  • Размещение в каталоге
  • Вакансии
  • Манифест
  • Пользовательское соглашение
  • Публичные договоры
  • Поддержка пользователей
  • Настройка cookies
© 2001—2019 Onliner.by